Валентина Апельганец, наставник казанской женской команды по хоккею на траве «Ак Барс-Динамо», застала лучшие годы советского травяного хоккея и не самые лучшие российские. Причем в качестве наставницы национальной команды. Ее спортивная карьера заслуживает большего внимания, но пока в беседе с корреспондентом «Реального времени» Валентина Андреевна поделилась впечатлениями о прошедшем чемпионском сезоне своих подопечных.
«Настраивать команду в ситуации, когда все против тебя, было сложно»
— Валентина Андреевна, вы свою победу одержали на гостевой площадке, после первого поражения в серии, и победили, когда, наверное, в вас мало кто верил.
— Мы в курсе.
— Как удалось переломить ситуацию?
— Есть секреты по переламыванию ситуации и в нашем арсенале. Но секретами не делимся.
— Тяжело было играть на гостевой площадке?
— Безусловно, тяжело, поскольку ситуация, когда дома и стены помогают, для нас не проходила. И стены нам не помогали, и в принципе помощников было мало. Пришлось полагаться на спортивный характер, хотя настраивать команду в ситуации, когда все против тебя, было сложно. Необходимо было и держать лицо, чисто внешне, когда шел настрой команды, но важно было совместить его с внутренним настроем. А это зачастую работа, которая происходит внутри самих спортсменок. Никакими словами извне до них не достучишься, если нет веры в себя и если в душе пустота. А душа — это и есть инструмент профессионала. К счастью, наши девчонки — настоящие профессионалы, и они сами сумели настроить свой душевный инструмент на победу.
«Мы играли на чужой площадке, где за нашими тренировками следили»
— Вы одержали победу по итогам двух серий буллитов, с помощью которых выиграли второй и третий матчи финальной серии. Серии хоккейных буллитов похожи на футбольные?
— Ну разве что тем, что это лотерея.
— Я имею в виду, что в футболе в течение сезона мало кто занимается отработкой пенальти, и их бьют на тренировках перед кубковыми противостояниями, чтобы восстановить навыки и повысить уверенность в себе. Вы отрабатывали?
— Нет, конечно. Вы поймите, мы играли на чужой площадке, где за нашими тренировками следили. На домашних тренировках мы занимаемся отработкой стандартных положений, как угловых, штрафных угловых, буллитов тех же, но включать буллиты в гостевую тренировку — это дать возможность сопернику изучить манеру исполнения штрафного броска, посмотреть за тем, как работает вратарь. Если нас считывают во время проведения тренировочного процесса, зачем что-то отрабатывать. Нет, достаточно чисто разминочных упражнений, некой прелюдии перед игрой.
— У вас редкая для нашей страны фамилии, но известная внутри профессионального сообщества.
— Вы не ошиблись, если имеете в виду Якова Апельганца. Он начинал хоккейную династию, очень известную в советские годы, будучи ведущим игроком и в хоккее с мячом, и затем в хоккее на траве, звездой казахстанского спорта, местного спортивного общества «Динамо».
«Мы по праву являемся частью большого татарстанского спорта, общества «Динамо» РТ
— Но так как у вас отчество Андреевна, могу предположить, что вы племянница.
— Нет, сноха. Мой свекор Яков Иванович переезжал в столицу Советского Казахстана из Краснотурьинска, Свердловской области, а затем вслед за своим наставником, величайшим тренером советского хоккея на траве Эдуардом Айрихом он переехал в Алма-Ату, играя последовательно в хоккей с мячом, а затем и в хоккей на траве. Правда, в большей степени Яков Иванович прославился в хоккее с мячом, достигнув там уровня мастера спорта международного класса. Его дочь Елена Апельганец защищала честь сборных Казахстана и России, в том числе и под моим руководством в Дзержинске и Нижнем Новгороде, куда переехала наша команда, затем и в сборной России. А сын Юрий Апельганец выступал за сборную Советского Союза, дважды выигрывал под руководством все того же Эдуарда Фердинандовича Кубок европейских чемпионов, получатся, что свекор и муж выступали у одного и того же наставника. Юрий даже забивал победный гол английской команде, когда они выясняли отношения в финале еврокубка. Кстати, сына мы назвали Яковом в честь деда — Яков Апельганец.
— А как вы там оказались?
— Я сама тоже из спортивной семьи, мой отец Андрей Бакотов защищал ворота футбольного «Химика» из Дзержинска. Затем был футбольным судьей. Я начинала свою карьеру в горьковском ТТУ, команде трамвайно-троллейбусного управления, затем получила приглашение в алма-атинский «Связист», в котором росла как спортсменка. Там отучилась в местном спортивном институте, вышла замуж, родила сына. И уже оттуда перешла в лучшую команду страны на то время — «Колос» из небольшого украинского города Борисполь.
— Что бы вы хотели сказать болельщикам вашего вида спорта?
— Мы по праву являемся частью большого татарстанского спорта, частью спортивного общества «Динамо» РТ. Постоянно ощущается большая поддержка, и это одно из слагаемых нашего успеха. Она дает нам стабильность и уверенность. Мы стремимся идти вперед, подтверждая свое мастерство.
Самое главное — это семья, поддержка родных и близких, которые гордятся нашими спортсменами, воспитанными мужественными, целеустремленными людьми, нашедшими себя в любимой профессии.
Материал в источнике
Джаудат Абдуллин («Реальное время)/ Фото :Марсель Бадыкшин, Михаил Захаров